18.06.2010
Как руководить чтением книг. Что и зачем читают школьники
Чтобы грамотно продолжить развивать у ребенка читательский интерес и правильно руководить чтением литературы, изучаемой в школе, родителям нужно знать некоторые моменты.
Читать часть 1.
Часть II
1. В начальных классах происходит развитие дошкольного опыта, ребенок пытается осознать произведение как целое и как творение конкретного автора. Особое внимание на этом этапе следует уделить речевой деятельности ребенка. Для этого предлагайте разноплановые задания творческого характера, чтобы развивалась не только познавательная, но и эмоциональная сфера маленького человечка. Задания могут включать в себя пересказ с дополнением «а что, если бы...» (кто-то из героев поступил по-другому, ты оказался на месте героя, тебе предоставилась возможность что-то изменить и пр.), более подробное описание предмета или ситуации, о которой в книге говорится вскользь (например: опиши лес, куда пошел Миша; как ты думаешь, как выглядит царство на дне озера; представь, что эти два героя потом встретились, как бы они себя вели теперь?). Не спешите прерывать ребенка, если его ответ будет странным, невнятным, неправильным — попросите малыша объяснить, почему он так думает. Тем самым вы будете приучать ребенка всегда аргументировать свои мысли и иметь на все вопросы свое мнение. Таким образом начинает формироваться личность, индивидуальность.
2. В среднем звене (с 5-го по 9-й классы) принято рассматривать 2 этапа: 5-7 и 8-9 классы. В 5-7 классах ребенок начинает осмысливать произведение как результат творения автора, начинает понимать, что произведения эпоса пишутся не один день; если автор затратил на художественный текст определенное время, значит, он обдумывал его и т. д. В конечном итоге педагоги подсказывают мысль о мировоззрении писателя, эстетическом осмыслении жизни, что отразилось в творении. Особую сложность вызывает понимание родов и жанров литературы. Если раньше ребенок был знаком со сказкой, загадкой, басней, стихотворением, рассказом, то сейчас он начинает узнавать, что есть три рода литературы (эпос, лирика и драма) и множество жанров (повесть, эссе, ода, сонет, легенда, былина, сказание и т.д.). Безусловно, в этом вопросе часто возникают трудности и, если это так, задача родителей помочь ребенку разобраться в родах и жанрах. Для этого нужно самим повторить, что есть что (лучше всего обратиться к учебнику Поспелова Г.Н. «Типология литературных родов и жанров» или к «Литературной энциклопедии»). Дети учатся находить в произведении художественные средства, учатся «словесному рисованию» картин (это могут быть картины не только по тексту, но и заданные на какую-либо тему — важно то, как ребенок раскроет тему, какими художественными средствами он воспользуется), понимать композицию произведения в целом и композиционные элементы.
Программа по литературе построена по хронологическому принципу: изучаются произведения начиная от литературы прошлого до современности.
Как правило, изучаются параллельно произведения зарубежной и родной литературы. Если наблюдается перегиб в какую-либо сторону, родителям необходимо обратить внимание ребенка на другую литературу.
Есть крайность, когда родители гордятся тем, что их ребенок в свои 9 лет прочитал всего Чехова или Толстого. Это похвально, но, к сожалению, родители не учитывают уровня развития ребенка: даже не по годам развитый, он еще неправильно понимает социально-политическое содержание произведения (даже при подсказке, потому что у него нет еще такого опыта), он еще не умеет анализировать психологические качества личности героя. Во время такого чтения внимание уделяется только фабуле (цепь событий), ребенок не вникает в идею произведения и, тем более, не способен оценить его литературно-художественные стороны. Тексты со специфической лексикой (Лесков, Бажов), философским смыслом (Достоевский) требуют дополнительных пояснений. Хорошо, если такие пояснения прилагаются в произведению в виде сносок. Если же такого нет, то родителям (учителю) нужно подсказать, где такую информацию найти или, если это не представляется возможным, самим рассказать, объяснить непонятное для ребенка.
Программы 8-9 классов также построены по хронологическому принципу, но увеличивается объем произведения, расширяется информация о биографиях писателей и усложняются материал по теории литературы.
Детям среднего звена интересны детективы, приключенческая литература, фантастика. В 8-9 классах начинает появляться определенный интерес к любовным романам как к образцу поведения в ситуации «тет-а-тет» с противоположным полом.
3. Программы 10-12 классов строится на историко-литературной основе. Следует уделить больше внимания самостоятельному чтению, основанному на собственном вкусе (вкус не возникает вдруг, он вырастает, воспитывается сызмальства). Подростков располагают задания творческого характера, касающиеся анализа произведения, комментирования и интерпретации произведения в целом и эпизодов.
Особый интерес в этом возрасте представляют собой сложные человеческие взаимоотношения, психологические переживания, становление личности... Интересны интеллектуальная проза, любовные романы, современная литература. Если есть такая возможность, помогите ребенку встретиться с авторами, проживающими в вашем городе, — такая встреча может многое изменить, ведь в юношестве часто сами начинают пробовать свое перо.
Уважаемые родители! Если ваше чадо не хочет читать, не спешите с выводами и наказаниями — часто именно такие ребята читают потом «запоями». Объяснить такой феномен просто: раньше они читали неосознанно, «не слыша» того, что читали. Сейчас они понимают, какие книги и зачем читают. Бывает, что подростки сами рекомендуют родителям ту или иную литературу, знакомят «предков» с литературными новинками. Это не должно вас задевать, наоборот,перед вами полностью сформировавшийся в духовном и моральном значениях человек. Цените его и уважайте его!
Елена Бажанова
Также по теме |
16.06.2010
Как руководить чтением книг. Хороший пример
Книга один из источников знаний. Вместе с непосредственным знакомством с окружающей жизнью, жизнью конкретных людей, с растительным и животным миром художественное слово расширяет кругозор детей, углубляет их знания, помогает формированию определенных представлений о различных социальных группах. |
22.05.2010
Как привить интерес к чтению
Нередка такая ситуация: ребенок знает буквы, складывает их в слова и может прочесть вывески магазинов, но совершенно не хочет читать книги. |
07.05.2010
По материалам круглого стола по чтению
Исследования по индустриально развитым государствам показали удручающий результат. Может, надо вести речь не о кризисе детского чтения, а о трансформации? |