Реклама

Давайте дружить!




Рассылки Subscribe.Ru
Ребенок-школьник: все что нужно знать родителям
Новости портала "Predkam.Ru"

18.06.2010

Как руководить чтением книг. Что и зачем читают школьники

Как руководить чтением книг. Что и зачем читают школьники

Чтобы грамотно продолжить развивать у ребенка читательский интерес и правильно руководить чтением литературы, изучаемой в школе, родителям нужно знать некоторые моменты.
Читать часть 1.

Часть II



1. В начальных классах происходит развитие дошкольного опыта, ребенок пытается осознать произведение как целое и как творение конкретного автора. Особое внимание на этом этапе следует уделить речевой деятельности ребенка. Для этого предлагайте разноплановые задания творческого характера, чтобы развивалась не только познавательная, но и эмоциональная сфера маленького человечка. Задания могут включать в себя пересказ с дополнением «а что, если бы...» (кто-то из героев поступил по-другому, ты оказался на месте героя, тебе предоставилась возможность что-то изменить и пр.), более подробное описание предмета или ситуации, о которой в книге говорится вскользь (например: опиши лес, куда пошел Миша; как ты думаешь, как выглядит царство на дне озера; представь, что эти два героя потом встретились, как бы они себя вели теперь?). Не спешите прерывать ребенка, если его ответ будет странным, невнятным, неправильным — попросите малыша объяснить, почему он так думает. Тем самым вы будете приучать ребенка всегда аргументировать свои мысли и иметь на все вопросы свое мнение. Таким образом начинает формироваться личность, индивидуальность.

2. В среднем звене (с 5-го по 9-й классы) принято рассматривать 2 этапа: 5-7 и 8-9 классы. В 5-7 классах ребенок начинает осмысливать произведение как результат творения автора, начинает понимать, что произведения эпоса пишутся не один день; если автор затратил на художественный текст определенное время, значит, он обдумывал его и т. д. В конечном итоге педагоги подсказывают мысль о мировоззрении писателя, эстетическом осмыслении жизни, что отразилось в творении. Особую сложность вызывает понимание родов и жанров литературы. Если раньше ребенок был знаком со сказкой, загадкой, басней, стихотворением, рассказом, то сейчас он начинает узнавать, что есть три рода литературы (эпос, лирика и драма) и множество жанров (повесть, эссе, ода, сонет, легенда, былина, сказание и т.д.). Безусловно, в этом вопросе часто возникают трудности и, если это так, задача родителей помочь ребенку разобраться в родах и жанрах. Для этого нужно самим повторить, что есть что (лучше всего обратиться к учебнику Поспелова Г.Н. «Типология литературных родов и жанров» или к «Литературной энциклопедии»). Дети учатся находить в произведении художественные средства, учатся «словесному рисованию» картин (это могут быть картины не только по тексту, но и заданные на какую-либо тему — важно то, как ребенок раскроет тему, какими художественными средствами он воспользуется), понимать композицию произведения в целом и композиционные элементы.

Программа по литературе построена по хронологическому принципу: изучаются произведения начиная от литературы прошлого до современности.

Как правило, изучаются параллельно произведения зарубежной и родной литературы. Если наблюдается перегиб в какую-либо сторону, родителям необходимо обратить внимание ребенка на другую литературу.

Есть крайность, когда родители гордятся тем, что их ребенок в свои 9 лет прочитал всего Чехова или Толстого. Это похвально, но, к сожалению, родители не учитывают уровня развития ребенка: даже не по годам развитый, он еще неправильно понимает социально-политическое содержание произведения (даже при подсказке, потому что у него нет еще такого опыта), он еще не умеет анализировать психологические качества личности героя. Во время такого чтения внимание уделяется только фабуле (цепь событий), ребенок не вникает в идею произведения и, тем более, не способен оценить его литературно-художественные стороны. Тексты со специфической лексикой (Лесков, Бажов), философским смыслом (Достоевский) требуют дополнительных пояснений. Хорошо, если такие пояснения прилагаются в произведению в виде сносок. Если же такого нет, то родителям (учителю) нужно подсказать, где такую информацию найти или, если это не представляется возможным, самим рассказать, объяснить непонятное для ребенка.

Программы 8-9 классов также построены по хронологическому принципу, но увеличивается объем произведения, расширяется информация о биографиях писателей и усложняются материал по теории литературы.

Детям среднего звена интересны детективы, приключенческая литература, фантастика. В 8-9 классах начинает появляться определенный интерес к любовным романам как к образцу поведения в ситуации «тет-а-тет» с противоположным полом.

3. Программы 10-12 классов строится на историко-литературной основе. Следует уделить больше внимания самостоятельному чтению, основанному на собственном вкусе (вкус не возникает вдруг, он вырастает, воспитывается сызмальства). Подростков располагают задания творческого характера, касающиеся анализа произведения, комментирования и интерпретации произведения в целом и эпизодов.

Особый интерес в этом возрасте представляют собой сложные человеческие взаимоотношения, психологические переживания, становление личности... Интересны интеллектуальная проза, любовные романы, современная литература. Если есть такая возможность, помогите ребенку встретиться с авторами, проживающими в вашем городе, — такая встреча может многое изменить, ведь в юношестве часто сами начинают пробовать свое перо.

Уважаемые родители! Если ваше чадо не хочет читать, не спешите с выводами и наказаниями — часто именно такие ребята читают потом «запоями». Объяснить такой феномен просто: раньше они читали неосознанно, «не слыша» того, что читали. Сейчас они понимают, какие книги и зачем читают. Бывает, что подростки сами рекомендуют родителям ту или иную литературу, знакомят «предков» с литературными новинками. Это не должно вас задевать, наоборот,перед вами полностью сформировавшийся в духовном и моральном значениях человек. Цените его и уважайте его!
Елена Бажанова

Также по теме

16.06.2010 Как руководить чтением книг. Хороший пример
Книга один из источников знаний. Вместе с непосредственным знакомством с окружающей жизнью, жизнью конкретных людей, с растительным и животным миром художественное слово расширяет кругозор детей, углубляет их знания, помогает формированию определенных представлений о  различных социальных группах.

22.05.2010 Как привить интерес к чтению
Нередка такая ситуация: ребенок знает буквы, складывает их в слова и может прочесть вывески магазинов, но совершенно не хочет читать книги.

07.05.2010 По материалам круглого стола по чтению

Исследования по индустриально развитым государствам показали удручающий результат. Может, надо вести речь не о кризисе детского чтения, а о трансформации?

Наш форум для родителей

Обсудить любой вопрос, связанный с семьей, здоровьем, ожиданием ребенка или его воспитанием, а так же просто пообщаться с другими родителями лучше всего на нашем форуме для мам и пап! Добро пожаловать!

 
Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|
Защита от автоматических сообщений
 

Первые шаги на пути к школе. Школьно-значимые функции
01.09.2016
Первые шаги на пути к школе. Школьно-значимые функции
Что такое готовность к школе, какие функции являются школьно-значимыми? Готовность к школе — это тот уровень психологического, когнитивного (познавательного) и физического развития ребёнка, при котором систематическое обучение ему по силам, оно не чрезмерно, не приводит к нарушению здоровья, не препятствует адаптации в новом коллективе.

О вежливости дошкольников
01.08.2016
О вежливости дошкольников
Все дети разные и в разное время начинают произносить свои первые слова вежливости, которым их обучают взрослые. Значит ли это, что ребенок обучен вежливости? Давайте поразмышляем на эту тему.

Развитие памяти у дошкольников
01.07.2016
Развитие памяти у дошкольников
Все родители хотят, чтобы их дети выросли здоровыми, умными и сообразительными! Хочется, чтобы они учились с интересом и достигали успехов в обучении.

Физические опыты с водой для малышей или Маленький Эйнштейн в ванной
01.06.2016
Физические опыты с водой для малышей или Маленький Эйнштейн в ванной
Интерес к законам физики можно прививать у детворы уже с дошкольного и младшего школьного возраста. Для этого не нужны скучные учебники с формулами, которые отобьют всю охоту к физическим опытам.

Наши проекты
Дети - это совсем не так сложно, как кажется с первого взгляда!
Игры для детей - Игровая.ру
Закаливание: Все о здоровом образе жизни, грудничковом плавании, жизни без лекарств
Прегна: Все о беременности и родах
Ландшафтный дизайн: Все о ландшафтном дизайне
WebAdvance