Реклама

Давайте дружить!




Рассылки Subscribe.Ru
Ребенок-школьник: все что нужно знать родителям
Новости портала "Predkam.Ru"

01.09.2010

Мотивация к обучению и потребности ребенка

Мотивация к обучению и потребности ребенка

Потребность в творчестве, самоактуализации, самореализации. Это высший уровень развития потребностей человека. Не все дети до него дозревают, да что там, не все и взрослые до него добирались.

Чтобы понять, почему ребенок учится (или не учится) надо вспомнить пирамиду потребностей, которую разработал психолог А.Маслоу. Она отражает не только уровень желаний и притязаний человека, но и степень развития личности.

Было бы нелепо и жестоко требовать от ребенка рвения к учебе, если болен, голоден или не спал всю ночь. Пока неудовлетворены базовые или физиологические потребности (они в основании пирамиды – еда, жажда, сон, отдых) ни о какой учебе лучше и не вспоминать. Берите пример с Бабы-Яги, которая всегда сначала накормит-напоит, в баньке помоет, выспаться добру молодцу даст, а потом уже расспрашивать начинает.

По сути, потребности второго порядка – желание чувствовать себя в безопасности, быть защищенным, избавиться от страха и неудач, не так далеки от базовых. На деле это означает, что уроки ребенок должен делать в спокойной доброжелательной обстановке, нельзя угрожать, унижать ребенка или наказывать его. Вспомните Дейла Карнеги – похвалой вы добьетесь больше, чем критикой. Кроме того, ребенок может учиться, руководствуясь одним из двух мотивов: «чтобы похвалили» или «чтобы не наказали».

Социальные потребности начинают формироваться у детей к 3 годам жизни. Ребенку важно быть принятым, любимым, одобряемым, компетентным, уважаемым уже не только среди близких, но и других людей. Иначе говоря, ребенок хочет быть «хорошим», хочет, чтобы с ним дружили. Если потребности первых двух уровней благополучно удовлетворяются, ребенок берет на вооружение следующие мотивации учебы: «не выделяться» (учу/не учу это как все в классе), «чтобы учительница похвалила», «сделаю лучше всех». Излишне педалировать эти мотивы родителям не стоит, но знайте, что многого можно добиться, предложив состязания. Другое дело, что проигрыш (особенно в начальной школе) переносится очень тяжело. И, конечно же, если у ребенка проблемы во взаимоотношениях с учителем или одноклассниками, ему не до учебы.

Познавательные потребности (желание знать, уметь, понимать, исследовать) базируются на успешном удовлетворении нижних ярусов пирамиды Маслоу. То есть, если ребенка дома любят, безусловно принимают (принимают всяким, а не только с «пятерками» и не рваными штанами), в школе или секции самбо он пользуется уважением, то школьник проникается уважением сам к себе! У него формируется позитивная самооценка. И ребенок начинает учиться, чтобы уважать себя еще больше за то, что знает, умеет, за то, что смог и справился.

Очень часто, удовлетворяя свои познавательные потребности, ребенок (точнее, чаще всего это уже подросток), заинтересовывается массой вещей, которые не относятся к учебе, зато очень приветствуются в кругу его друзей – игра на гитаре, умение танцевать, философия эмо и тд.

Не стоит жестко пресекать интересы подростка – возможно, одно из увлечений станет его будущей профессией. Если же школьные занятия заброшены, ищите обходные пути, взывайте к самолюбию чада.

Потребность в творчестве, самоактуализации, самореализации. Это высший уровень развития потребностей человека. Не все дети до него дозревают, да что там, не все и взрослые до него добирались. Если же потребности предыдущих уровней удовлетворяются в полной мере, то есть ребенок здоров, сыт, любим, успешен и признан в своем кругу, у него просыпается интерес не только к познанию мира и наук, но и к развитию своей личности. Подростки могут начать воспитывать в себе силу воли, изучать иностранный язык из-за его красоты, и получать удовольствие от химических опытов.

Прежде чем отчитывать ребенка за успеваемость, попробуйте разобраться:

- удовлетворены ли его базовые потребности?

- нет ли проблем в отношениях с учителем или друзьями?

- какова мотивация учебы?

- к чему я могу аппелировать? («выучишь стих – дам конфету», «сам решил это пример? – я тобой горжусь», «Мариванна тебя очень хвалит за чтение», «А давай выучишь еще и это – всех удивишь», «Докажи себе, что ты можешь» и тд).

И помните, что главная потребность ребенка, которую могут и должны обеспечивать родители – безусловная любовь и принятие.


Елена Андреева
Также по теме

05.08.2010 Наказание и поощрение в семейном воспитании
Воспитание в семье требует разумного применения наказаний и поощрений, поскольку и то, и другое влияет на самооценку ребенка. Наказания и поощрения должны быть проявлением конкретного отношения старших членов семьи к поведению детей.

06.07.2010 Как воспитать лентяя
В этой статье вы получите подробные рекомендации, которые помогут превратить любого ребёнка в лентяя. Если вы хотите, чтобы ребёнок плохо учился в школе, прогуливал уроки, избегал работы по дому, а во взрослом возрасте стал безвольным червяком, который не в силах достигать своих целей и контролировать свою жизнь, то это руководство специально для вас!

01.07.2010 А девочки взрослеют... или "малышкин ОТ КУТЮР"
У Вас родилась девочка? Какое счастье!

Наш форум для родителей

Обсудить любой вопрос, связанный с семьей, здоровьем, ожиданием ребенка или его воспитанием, а так же просто пообщаться с другими родителями лучше всего на нашем форуме для мам и пап! Добро пожаловать!

 
Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|
Защита от автоматических сообщений
 

Первые шаги на пути к школе. Школьно-значимые функции
01.09.2016
Первые шаги на пути к школе. Школьно-значимые функции
Что такое готовность к школе, какие функции являются школьно-значимыми? Готовность к школе — это тот уровень психологического, когнитивного (познавательного) и физического развития ребёнка, при котором систематическое обучение ему по силам, оно не чрезмерно, не приводит к нарушению здоровья, не препятствует адаптации в новом коллективе.

О вежливости дошкольников
01.08.2016
О вежливости дошкольников
Все дети разные и в разное время начинают произносить свои первые слова вежливости, которым их обучают взрослые. Значит ли это, что ребенок обучен вежливости? Давайте поразмышляем на эту тему.

Развитие памяти у дошкольников
01.07.2016
Развитие памяти у дошкольников
Все родители хотят, чтобы их дети выросли здоровыми, умными и сообразительными! Хочется, чтобы они учились с интересом и достигали успехов в обучении.

Физические опыты с водой для малышей или Маленький Эйнштейн в ванной
01.06.2016
Физические опыты с водой для малышей или Маленький Эйнштейн в ванной
Интерес к законам физики можно прививать у детворы уже с дошкольного и младшего школьного возраста. Для этого не нужны скучные учебники с формулами, которые отобьют всю охоту к физическим опытам.

Наши проекты
Дети - это совсем не так сложно, как кажется с первого взгляда!
Игры для детей - Игровая.ру
Закаливание: Все о здоровом образе жизни, грудничковом плавании, жизни без лекарств
Прегна: Все о беременности и родах
Ландшафтный дизайн: Все о ландшафтном дизайне
WebAdvance